Ассоциация «Сахалинстрой» объединяет усилия с «Центром развития городской среды» Южно-Сахалинска для разработки и внедрения базовых принципов проектирования и обустройства безбарьерной городской среды. В процессе проектирования элементов комфортного городского пространства активно работают студенты-волонтеры образовательного проекта Ассоциации «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество».
Безбарьерная среда начинается с понимания идеологии доступности городской инфраструктуры: для кого и почему это надо делать? Это составляющая часть культуры жизни и уважения к человеку. К сожалению, этим до сих пор не пропитаны многие представители органов власти, контроля и управления, заказчиков и подрядчиков.
В этом году мэрия Южно-Сахалинска начала исправлять существующие барьеры в транспортной и пешеходной инфраструктуре областного центра. Однако, «благие намерения» реализуются в большинстве случаев с грубыми нарушениями требований жизни и нормативов. В этом в очередной раз убедилась команда общественного контроля Ассоциации «Сахалинстрой».
Поводом для очередной проверки послужили попытки организации велосипедных дорожек по проспекту Мира от ТК «Плаза» до улицы Больничная. Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, специалисты отдела контроля Ассоциации, студенты-волонтеры проекта «Общественный контроль в строительстве. Профессионализм. Волонтерство. Наставничество», директор «Центра развития городской среды» Василий Вишневский вместе с подрядчиком и представителем ДГХ выехали на объект.
Самые молодые участники проверки — студенты сразу отметили, что велосипедные дорожки, которые обозначили белой краской на асфальте в пешеходной зоне и попытка переделки тротуаров в отдельных местах, не соответствуют нормам комфортной городской среды.
Студенты отметили, что одно из требований – это ширина велодорожки, от которой будет зависеть, как будут разъезжаться встречные велосипедисты. Минимальная рекомендуемая ширина велодорожки составляет 1,5 м. В зонах интенсивного велодвижения её следует увеличивать до 2 метров. Ширина буферной зоны парковки велосипедов должна составлять не менее метра. Потенциально опасные точки правильно выделять цветом, разметкой и знаками на асфальте «Уступи дорогу велосипеду». Люки и канализационные решетки не должны препятствовать движению велосипедов. Например, решетки ливневой канализации должны быть такими, чтобы колёса велосипеда в них не проваливались (щели в ливнеприёмной решётке должны иметь направление поперёк движению велосипеда).
Но основное замечание студентов и наставника проекта Валерия Мозолевского – дорожка должна быть безбарьерной. Не допускаются бордюры, расположенные поперёк или под углом, перепады и кривые съезды с большим уклоном. Нельзя размещать велодорожку у дорожных бордюров.
По мнению команды волонтеров, если заказчики велодорожек не применят требования безбарьерной среды, то вместо полезного результата, город получит опасные для большинства жителей «атракционы», особенно для детей.
— Считаю, что работы необходимо остановить и согласовать с нормами, как мы и раньше договаривались. Ведь мы пытаемся помочь заказчику, городу, населению бесплатно, чтобы жителям было комфортно и безопасно. Зачем переделывать ранее выполненный брак на вновь неправильное и опасное, — подвел итог совместной проверки заказчика и подрядчика Валерий Мозолевский. Подрядчик согласился, при условии, что заказчиком (ДГХ) будет представлена новая рабочая документация.
Для того, чтобы разработать единые рекомендации по созданию комфортной безбарьерной среды и адаптации планируемых к переделке 14 пешеходных переходов через улицы в Южно-Сахалинске, «Центр развития городской среды» и Ассоциация «Сахалинстрой» организовали совместное совещание. В нем приняли участие представители МКП «Горархитектура».
В ходе встречи руководитель Центра представил типовые проблемы существующей дорожной городской среды Южно-Сахалинска и успешный опыт решения аналогичных ситуаций на практике в зарубежных городах.
Валерий Мозолевский презентовал успешные практики безбарьерной среды в городах Японии, Англии, в Москве и Новосибирске. Он в очередной раз акцентировал внимание, что комфортная городская среда должна создаваться для всех жителей и гостей Южно-Сахалинска. И в первую очередь, для детей и пожилых людей, беременных женщин, мамочек с колясками, пешеходов с чемоданами и сумками на колесах, для людей с ограниченными возможностями и инвалидов.
-Мы должны на этапе проектирования исключить грубейшие ошибки, которые препятствуют безопасному и свободному передвижению людей по улицам и дворам Южно-Сахалинска. Наши студенты – участники образовательного проекта – работают над визуализацией существующих проблем в программе Autocad на компьютерах в офисе Ассоциации. Выполняют грамотные рабочие чертежи перекрестков улиц с нулевыми перепадами (нулевыми бордюрами), нормальными уклонами тротуаров, комфортными и удобными безбарьерными пешеходными переходами. Мы рекомендуем взять их за основу в проектной документации реконструкции планируемых 14 пешеходных переходов в центре города. При этом каждый городской переход через дорогу, особенно в районе перекрёстков, весьма индивидуален. Необходимо на каждое место выезжать, внимательно его обследовать, произвести необходимые замеры, фотографии, и лишь после этого приступать к проектированию. В противном случае, не надо браться за эту работу и бесцельно тратить бюджетные деньги и людские ресурсы — предложил Валерий Мозолевский.
— Формирование безбарьерной среды — важнейшая задача сегодня, которой необходимо уделять пристальное внимание не только при проектировании новых улиц, но и при адаптации имеющихся пешеходных переходов. Поэтому нам необходима типовая проектная и рабочая документация для организации комфортного безбарьерного пространства, — поддержал Валерия Мозолевского директор «Центра развития городской среды» Василий Вишневский.
Представители МКП «Горархитектура» Ярослав Тюняев и Ирина Кан согласились, что необходимо оперативно провести анализ 14 пешеходных переходов в Южно-Сахалинске на местах, на которых выявлены различного рода барьеры для комфортного передвижения и выработать конкретные технические решения по каждому переходу.
В итоге приняли решение: сформировать рекомендации по созданию комфортной безбарьерной пешеходной инфраструктуры, которые будут оформлены и применяться в качестве приложения к техническому заданию на проектирование городских улиц и благоустройства придомовых дворов и общественных пространств. Это позволит администрации Южно-Сахалинска более эффективно и на системном уровне проводить работу по созданию комфортных условий для населения в городе.