19 июля генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский провел обучающий семинар по теме «Комфортность городской среды и дорожной инфраструктуры. Универсальный дизайн тротуаров и автомобильных дорог, общественных пространств, скверов, дворовых и других прилегающих территорий» для представителей заказчиков и строительных организаций, связанных с дорожной деятельностью в Сахалинской области. Мероприятие организовали министерство транспорта Сахалинской области и Ассоциация «Сахалинстрой» по поручению зампреда регионального правительства – куратора строительной отрасли Сергея Олонцева.
Участников семинара приветствовал руководитель ГКУ «Сахдормониторинг» Александр Поколов. По его информации, в Сахалинской области проживает около 20 тысяч инвалидов, не включая малобильных – беременных женщин, мамочек с колясками, пожилых людей, детей до семи лет, граждан с багажом (сумками на колёсах в городе), в том числе пассажиров в районе вокзалов и аэропортов и др. При этом ежегодно в регионе ремонтируется 50 км дорог, в этом году запланировано 73 км.
– Цель нашего семинара ознакомиться с требованиями универсального дизайна (стандарта), Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», других основных нормативных документов, чтобы правильно и постоянно применять их нормы при формировании комфортной среды в транспортной инфраструктуре и в общественных пространствах для сахалинцев, – отметил Александр Поколов.
Семинар руководитель Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский начал с показа роликов о том, что во многих случаях пешеходные переходы и пандусы делают неправильно и к чему это приводит, когда самих руководителей заказчиков сажают на инвалидную коляску и они пробуют доказать, что всё сделано правильно. Показано взаимодействие общества инвалидов и властей в некоторых городах и регионах России при приёмке выполненных работ при строительстве и выполнении ремонта или реконструкции городских дорог особенно при исполнении Государственной программы «Комфортная среда» (реализуется в России с 2012 года).
Далее Валерий Мозолевский продемонстрировал реальности грубейших нарушений требований Федерального закона «О защите интересов инвалидов» в Южно-Сахалинске. Особо он обратил внимание на перечень из 17 пешеходных переходов в Южно-Сахалинске, которые департамент городского хозяйства как бы «отремонтировал» в 2022 году. Специалисты Ассоциации совместно со студентами строительного техникума (участниками образовательного проекта) забраковали из-за грубейших нарушений безбарьерности и правил безопасности. Мэрия Южно-Сахалинска письменно обещала переделать эти переходы согласно нормам комфортной и доступной среды в 2023 году, но «воз и ныне там» – эти адреса отсутствуют в плане работ!
На примере 17 пешеходных переходов лектор разобрал типичные и вопиющие ошибки заказчиков и дорожных строителей. Например, в большинстве не соблюдается ширина входа на тротуары – она должна быть 4 метра.
Поперечный уклон или уклон выхода на тротуар должен быть 1 см на 1 метр, то есть 10 промиллей. А на многих переходах улиц Южно-Сахалинска – средний показатель в этих местах – это 100 -300 и более промиллей!
– Когда инвалид захочет повернуть на таких пешеходный переходах на тротуар, то у него может просто перевернуться коляска. Это критичный вопрос для инвалидов и маломобильных граждан – поперечный уклон тротуара, особенно на продолжении пешеходного перехода через проезжую часть улиц. Мы договорились с минсоцзащитой и Обществом инвалидом, что проедем эти опасные участки на коляске и дадим отчет в муниципалитет, – сообщил руководитель «Сахалинстрой».
Что нужно сделать, чтобы сделать правильно? Ведь это не высшая математика, это не самолеты строить! –завершил анализ грубых недостатков городской среды в регионе Валерий Мозолевский.
Валерий Мозолевский выразил надежду, что и Сахалинское общество инвалидов займет более активную позицию в части защиты прав и законных интересов инвалидов и всех групп маломобильных граждан Сахалинской области и гостей, особенно туристов области. Они обязаны совместно с областным министерством социальной защиты требовать у руководства муниципалитетов и правительства области, от Государственной инспекции строительного надзора соблюдения существующих норм и правил универсального дизайна организации безбарьерной среды при строительстве и капитальном ремонте дорог, дворов, скверов и других общественных пространств.
Спикер обратил внимание всех собравшихся в зале и по вебинару из муниципалитетов области на сам смысл Универсального дизайна (стандарта). Объяснил, какова цель его применения. Раскрыл основные положения СП 59.13330.2020:
– Новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции ООН, как обязательный, ратифицирован и вступил в действие федеральным законом Российской Федерации от 25.10.2012 года № 46-ФЗ . Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Смысл его применения –всё без исключения необходимо проектировать и строить (капитально ремонтировать) с точки зрения доступности, как для инвалидов. Так, чтобы в последствии никогда ничего не надо будет переделывать для доступности инвалидов.
Цель применения — полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Согласно требованиям СП 59.13330.2020, во всех случаях после пешеходного перехода через проезжую часть автомобильной дороги необходимо организовывать горизонтальную площадку по всей ширине перехода и длиной не менее 1.5 метра. Эти горизонтальные участки по обеим сторонам пешеходного перехода должны быть на уровне проезжей части дороги. Данные горизонтальные участки продления пешеходного перехода предназначены для безопасного разворота инвалидных колясок, колясок с детьми и для удобства разворота гражданам с багажом на колесах. Это вопрос удобства и безопасности инвалидов и всех маломобильных групп населения (МГН).
Для того, чтобы убрать дождевые воды – необходимо эти горизонтальные площадки выполнять с уклоном к проезжей части дорог 10% (один сантиметр подъёма на метр площадки). Как правило, если тротуар примыкает вдоль проезжей части улицы, тогда такая «горизонтальная» площадка после перехода делается на всю ширину тротуара не зависимо от его ширины. В отдельных случаях допускается перепад между проезжей частью дороги и началом «горизонтальной площадки» до 5-ти мм (для комфортной дорожной среды – до 3-х мм)!
Поперечный уклон тротуаров не может быть более 1 см. Это важнейшее требование, которое, к сожалению, практически всегда и везде нарушается. Кто делает тротуары, дороги, благоустраивает дворы – это для вас должно быть аксиомой! Тогда на коляске инвалид будет проезжать по тротуару беспрепятственно.
У нас по нужде преодолевать различные препятствия на пути движения инвалида-колясочника кто-то всегда должен сопровождать. Однако, это же ограничение передвижения. Инвалид должен иметь возможность самообслуживаться, беспрепятственно передвигаться по населённому пункту и пользоваться услугами объектов торговли, социальных объектов, парков и скверов. Почему за рубежом порогов в магазины и социальные объекты по тротуарам нет? Это показатель заботы об инвалидах, чтобы они были равными с другими людьми! Пора руководителям муниципалитетов внести эти требования в Правила благоустройства городов и поселений и строго выполнять. Перенимайте опыт и лучшие практики. Выполняйте требования универсального дизайна, положения которого обязательны в России с 2012 года! – обратился к коллегам Валерий Мозолевский.
Эксперт-строитель убежден, что, если изначально строительство, ремонт и благоустройство городских пространств делать правильно – это дешевле, легче и быстрее!
На этом семинаре спикер настойчиво обратил внимание собравшихся на неэффективное использование бюджетных средств и при этом уродуются территории прилегающих пространств, особенно территории детства – детских садов, школ, других учебных заведений, социальных объектов дорожными бордюрами. По какому праву, по чьей воле на эти территории заводятся магистральные автомобильные дороги? Ни в каких нормативных документах такого безобразия нет. На упомянутых прилегающих территориях тротуаров, тем более с дорожными бордюрами не может быть, так как там пешеходы имеют преимущественное право по всей территории, кроме ограниченного проезда в хозяйственную зону (проезд машины с продуктами и проезд мусоровоза по несколько раз в неделю, не более).
Также Валерий Мозолевский предложил всем собравшимся и министерству транспорта принять решение о переходе всей области на облегчённые дорожные бордюры с высотой от покрытия проезжей части максимум 10 см – в дворовых территориях многоквартирных жилых домов и на ведомственных или второстепенных городских и главных поселковых дорогах. Перейти на устройство тротуаров в посёлках на одном уровне с проезжей части дорог (улиц) выделяя их другими материалами или сигнальными столбиками. Это сэкономит бюджетные деньги, облегчит выполнение работ, зрительно раскроет уличные пространства городов и посёлков.
Достаточно подробно и эмоционально эксперт-строитель поделился обширной базой знаний по важным вопросам организации комфортной и доступной среды:
Нормативно-правовой базы в сфере применения правил Универсального дизайна транспортной инфраструктуры и общественных пространств.
Проблем и решений по организации безбарьерной среды при проектировании и выполнении строительных работ на прилегающих территориях к городским и поселковым улицам и к межгородским дорогам (детских садов, школ, социальных объектов, дворовые территории жилых домов, АЗС, станции техобслуживания, предприятия разного назначения, обособленные территории).
Причин постоянного наличия пыли и грязи в городе, на городских дорогах и на тротуарах, что критически влияет на качество жизни и сказывается на здоровье жителей в населённых пунктах области. Показаны примеры, что необходимо делать, чтобы максимально убрать грязь и пыль с городов и посёлков.
Подобный семинар Ассоциация «Сахалинстрой» планирует провести совместно с министерством социальной защиты Сахалинской области, особенно для активов обществ инвалидов и специалистов контрольных надзорных органов в этой части.
Презентация «Комфортность городской среды и дорожной инфраструктуры. Универсальный дизайн тротуаров и автомобильных дорог, общественных пространств, скверов, дворовых и других прилегающих территорий» Здесь ⇓