Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский озвучил эту позицию на круглом столе «Совершенствование закупок в строительстве» в Санкт-Петербурге 10 сентября. Благодаря упорным инициативам Ассоциации «Сахалинстрой» решение вопроса двойного обеспечения гарантийных обязательств при исполнении контрактов в строительстве одним из первых внесен в резолюцию XIX Всероссийского съезда строительных СРО.
Участники круглого стола – руководители министерства строительства и ЖКХ РФ, НОСТРОЙ, региональных СРО и эксперты – обсудили изменения в законодательстве РФ о контрактной системе в закупках, проблемы проведения конкурентных процедур в строительстве, страхование рисков, связанных с неисполнением контрактов и др. Модератором выступил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз.
– Вопрос типовых контрактов – конек Валерия Павловича, – предварил выступление сахалинского руководителя СРО модератор. На что Мозолевский тоже пошутил: «Только держитесь!» и начал серьезный разговор.
Сначала он напомнил о статье 55.1, где прописаны цели саморегулируемой организации. Одна из важнейших – обеспечение исполнения обязательств по подрядным договорам, заключённым с использованием конкурентных процедур, а не мониторинг заключённых контрактов по сомнительной информации, размещаемой на сайте НОСТРОЙ. И задал правомерный вопрос: какую цель преследует государство, вводя саморегулирование в строительстве и в тоже время препятствует СРО достижению цели, обеспечивая сохранность их КФ ОДО, требованием к членам СРО покупать второе обеспечение исполнения подрядных договоров банковской гарантией? Ведь банковская гарантия – это элемент государственного регулирования обеспечения этих же обязательств членов СРО, что недопустимо. Ведь фактически получается, что государство этим говорит руководителям СРО в строительстве:
«Вы не занимайтесь исполнением контактов, не занимайтесь вопросами обеспечения качества работ членами ваших СРО. Мы, государство, поставили стену между членами СРО и заказчиками в виде банковской гарантии. До ваших компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств заказчики не дойдут. Вы спокойно собирайте членские взносы, ведь это же ваш главный бизнес? Вам больше ничего делать не надо!».
Государство придумало такую своеобразную «игру» — дало себе возможность обложить подрядные организации в строительстве России обязанностью оплачивать двойное обеспечение своих обязательств. Почему и зачем члены СРО строителей должны нести дополнительное финансовое бремя в виде довольно больших членских взносов в компенсационные фонды СРО?
Затем Валерий Мозолевский обратился к модераторам круглого стола, руководителям министерства строительства РФ и НОСТРОЙ с вопросом – «за что, почему, кто виновен в этом издевательстве над членами СРО в строительстве и над здравым смыслом»?
По словам Мозолевского, после утверждения в 2016 году закона № 372-ФЗ, была введёна обязанность для СРО с 01.07.2017 года обеспечивать исполнение обязательств своих членов при исполнении ими подрядных договоров и для этого формировать компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств (п.3, части 1, статьи 55.1 ГрадКодекса РФ). При этом, ни депутаты Государственной Думы, ни руководство минстроя РФ и министерства экономического развития РФ, ни руководство НОСТРОЙ с его огромным количеством специалистов и Экспертным Советом не внесли изменение в закон 44-ФЗ касательно отмены требования заказчиками банковских гарантий для членов СРО в строительной сфере деятельности. Ассоциация «Сахалинстрой» многократно обращалась во все эти инстанции по данному вопросу.
Почему и сегодня Минстрой РФ, президент и Совет НОСТРОЙ борются за сохранение комфондов ОДО банковскими гарантиями, а не выстраивают систему саморегулируемых организаций в России и отношения администраций СРО со своими членами, направленные на качественное исполнение контрактов? Именно качественное и своевременное исполнение подрядных договоров – это цель члена СРО и заказчика (муниципалитета, государства). Понимают ли все вышеперечисленные, что волей или неволей они как раз этим развращают саморегулируемые организации и создают благодатную почву для деятельности коммерческих квази-СРО, цель руководителей (собственников) которых – исключительно сбор членских взносов под защитой банковскими гарантиями только КФ ОДО. Сама деятельность членов их СРО их не волнует.
Поэтому Мозолевский предложил министру строительства и ЖКХ РФ срочно «оголить» комфонды ОДО от банковских гарантий, чтобы руководители СРО в строительстве реально боялись их терять и занялись бы непосредственно вопросами организации исполнения обязательств по подрядным договорам своих членов.
Антон Мороз отметил, что благодаря упорным инициативам Ассоциации «Сахалинстрой» решение вопроса двойного обеспечения гарантийных обязательств при исполнении контрактов в строительстве одним из первых внесен в резолюцию Съезда. На что Мозолевский ответил, что руководство НОСТРОЙ, согласившись до подготовки к съезду на снятие банковских гарантий на закупки объёмом до 10 млн. рублей, а сейчас уже до 60-ти миллионов рублей (первый уровень ответственности), робко приоткрывает взносы в КФ ОДО в сумме 200 000 рублей. Вопрос, почему члены СРО, которые оплатили в КФ ОДО от 500 000 до 25 000 000 рублей должны брать ещё банковские гарантии? Почему они своими взносами должны гарантировать исполнение обязательств членов СРО первого уровня ответственности? Почему СРО не должно обеспечивать обязательства этих своих членов? На это Валерий Мозолевский ответа не получил.
Поднял на круглом столе Валерий Мозолевский и вопрос эффективного использования стандартов в саморегулировании, разработка которых, контроль их исполнения и является предметом саморегулирования. Например, член Ассоциации «Сахалинстрой», при подаче заявления на представление ему выписки из реестра, обязан в этом же заявлении дать перечень исполняемых в данный момент подрядных договоров и дать в СРО информацию об имеющихся рисках их выполнения, что позволяет руководству «Сахалинстрой» вовремя оказать помощь своим членам.
— При необходимости мы обращаемся к своим членам: «Не идите на закупку, которую заказчик безграмотно объявил, там провальный проект, имеющий критические риски его исполнения!». Если нужно, то выезжаем и на месте показываем, что это неисполнимый контракт. Например, из-за некоррекной информации по инженерным изысканиям. К тому же государство дало нам право осуществлять Общественный контроль в сфере закупок. В штате ассоциации есть координатор общественного контроля. Мы проводим проверки строительных объектов, полноты и качества проектной документации, участвуем в подготовке документов и в заседаниях ФАС и арбитражных судов. Ведь эти функции и права нам даны в законе № 315-ФЗ и в ГрадКодексе.
Сейчас самый значимый инструмент влияния и получения достоверной информации о выполнении обязательств членами СРО при исполнении контрактов – региональные и муниципальные штабы по контролю исполнению инвестиционных программ и национальных проектов, которые созданы в Сахалинской области в соответствии поручения президента России В.В. Путина и на что постоянно обращает внимание заместитель председателя Правительства Марат Хуснуллин. На Сахалине такие штабы работают, можно было бы министерству строительства организовать обмен опытом, чтобы убедиться и перенять опыт инкорпорирования саморегулируемых организаций строителей в совместную работу с органами власти и надзора, в использовании цифровой платформы строительных сервисов, – завершил выступление Валерий Мозолевский.