Внизу пирамиды госзаказа: как на Сахалине не платят подрядчикам стратегических объектов
Сахалинская область в последние несколько лет стала местом реализации сразу нескольких серьезных федеральных проектов. В регионе возводят ГРЭС, активно занялись перешивкой железнодорожной колеи и наращивают темпы по газификации. Многомиллионные проекты, заказчиками которых в той или иной форме является государство, реализуются, как правило, через длинную цепочку контрагентов — генподрядчиком зачастую оказывается крупная московская компания, получающая денежные средства и прогоняющая их через несколько посредников. Исполнение стратегических инициатив, призванных изменить жизнь десятков, сотен или тысяч человек, впрочем, зачастую получают отнюдь не крупные предприятия, а небольшие фирмы с десятком сотрудников. И зачастую дожидаться денег за выполненные работы им приходится долгие месяцы.
Зашиваемся с перешивкой
Компания с необычным названием «Бурим скважины, бьем сваи» работает на сахалинском рынке уже несколько лет. В списке крупных проектов организации — работа на стройке Сахалинской ГРЭС-2, где компания «удачно отработала» с одним из крупных подрядчиков и без задержек и проволочек сумела получить причитающие за проведенные работы деньги. Вдохновленная успешным опытом реализации крупных проектов, БСБС решила «зайти» на еще один серьезный проект — поучаствовать в перешивке колеи на сахалинской железной дороге. Работать пришлось на субподряде у московского УСК «Мост».
Главным объектом стал, как ни иронично, тоже мост — переправа на 23 километре перегона Корсаков — Христофорофка. Работы, запланированные на объекте, были оценены более чем в 53 миллиона рублей. Около 30 миллионов — авансовые платежи, которые БСБС должна была получить еще осенью 2018 года. Но никаких денег это малое предприятие так и не увидело. Некоторое время работы велись за собственный счет, но когда стало понятно, что никакой оплаты не будет, активную фазу строительства было решено свернуть.
— Мы заморозили работы еще в октябре. Поначалу вели переговоры с местными представителями «Моста», с Москвой переписку. Но результата никакого не было. Тогда решили сознательно все контакты прервать и пойти в суд. Сейчас разбирательства продолжаются, — рассказывает директор Влад Зудин. От «Моста» компания требует около 8,7 миллиона плюс более миллиона штрафов. — Самое смешное, что они, подрядчики такого проекта, обратились к нам с предложением фактически рассрочки — то есть они будут нам оплачивать проведенные работы до 31 мая. Фактически нашему микропредприятию предлагают «кредитовать» московскую компанию. Не берусь делать какие-то выводы, но мне кажется, это о многом говорит в вопросе организации всех этих работ. То есть мы, исполнители, должны брать на себя обязательства, платить зарплаты, оплачивать материалы — иначе просто прокуратура и СК отправят за решетку. А сами 8 месяцев уже добиваемся оплаты проделанных работ.
Сейчас работы на мосту продолжаются, рассказывает Зудин, силами нового субподрядчика. Комментировать, укладывается ли стройка в график, он не стал — слишком много было корректировок и новых дат еще тогда, когда БСБС работала на объекте. Но, подчеркивает он, если бы не заморозка в прошлом году, закрыть все необходимые для сдачи объекта вопросы можно было чуть ли не в декабре 2018-го.
В региональном офисе «Моста» о проблемах с оплатой работ знают. Представитель компании Сергей Разгуляев признался, что в предприятии сейчас происходят некие «финансовые пертурбации», но от своих обязательств по оплате выполненных БСБС работ здесь не отказываются.
— Будут деньги — сразу заплатим, — заметил он.
В пресс-службе Дальневосточной железной дороги, структурного подразделения ПАО РЖД, корреспондента Sakh.com заверили, что свою часть обязательств государственная железнодорожная монополия как инвестор строительства выполнила в полном объеме. В ведомстве также заметили, что не видят каких-то серьезных проблем с реализацией проекта перешивки в целом и добавили, что «ситуация в целом лучше, чем кажется на первый взгляд». Тем не менее проблемы с финансированием есть и, по сведениям Влада Зудина, не только у его предприятия.
Проблема носит системный характер
Перешивка железнодорожной колеи — крупный проект, который реализуется на Сахалине уже практически два десятка лет. В последние годы работы в этом направлении серьезно активизировались: это связывают то ли с ожиданием скорого запуска моста, то ли с принципиальным решением не вкладываться в обновление узкоколейного парка техники, а перевести остров на общероссийский «серийный» ход. Финансирование всех работ осуществляет РЖД, а непосредственное выполнение работ оплачивается через длинную систему: генподрядчик — несколько крупных подрядчиков — большое число компаний с разным количеством приставок суб-. В случае с проектом, на который подрядилась БСБС, между «материнской» и островным исполнителем достоверно известно про двух посредников «прокладки»: дочка госмонополии «РЖДстрой» и тот самый федеральный «Мост».
***
Еще один масштабный проект, реализуемый на Сахалине уже более 10 лет, — газификация региона. Несмотря на усилия администраций на местах, правительства региона и «Газпрома», пока процесс движется ощутимо медленнее, чем хотелось бы жителям и властям.
Один из самых показательных примеров — строительство газопровода «Восточный», который пройдет вдоль сопок Южно-Сахалинска и позволит серьезно увеличить поставляемый в областной центр объем голубого топлива и решить вопрос газификации западной части города. Его первую часть предполагалось доделать еще прошлой осенью, но активная фаза работ развернулась лишь сейчас, после завершения сезона на «Горном воздухе», по склонам которого как раз пролегает труба.
Хабаровская компания, директор которой попросил не называть себя и предприятие, на Сахалине успела поработать на нескольких больших проектах в центре и на юге острова. Теперь пытается «выбить» в суде несколько десятков миллионов рублей с компании «Трансгаз», одного из ключевых подрядчиков процесса газификации островного края. Цепочка от инвестора до здесь выглядит поинтереснее, чем у РЖД: деньги дает «Газпром-инвестгазификация», генподрядчиком выступает «Стройтранснефтегаз», а на двух ступенях субподряда работают «Тюменьсибгаз» и уже упомянутый «Трансгаз». Иногда в схему включается также «Нефтегазстрой».
— Я не знаю, где происходят затык с движением финансов. Не думаю, что это проблема генподрядчика или инвестора — скорее всего, где-то на субподрядчиках деньги растворяются: идут на финансирование текущей деятельности или каким-то образом «прокручиваются» в финансовых институтах. А страдают, как всегда, две категории — это непосредственные исполнители, которые должны брать кредиты и лезть в долги, и жители, которые не получают обещанный газ, — рассказывает руководитель предприятия. — На всех крупных проектах все именно через такие пирамиды обставлено. Не знаю почему — наверное, чтобы оправдывать те снятия денежных средств, которые происходят по пути от заказчика на места. Да, можно сказать, что деньги-то все равно получат. Но на качестве работ такие задержки сказываются и серьезно — идет текучка кадров очень серьезная, проблемы с приобретением материалов начинаются, со своевременным проведением всех работ.
В ассоциации «Сахалинстрой», объединяющей множество строительных компаний островного края, замечают, что проблемы с неоплатой или серьезными задержками денежных средств на крупных объектах — случаи не единичные, а отлаженная система.
— Это уже стало хронической болезнью, когда заходят на Сахалин российские инвесторы федерального масштаба (с иностранными такого не случается) и используют недобросовестно сахалинских субподрядчиков. Работы заканчиваются, субподрядчик, как правило, деньги не получает или в лучшем случае получает с многомесячной задержкой. Инвестор делает вид, что ничего не знает. Но ответственность за выполнение проекта должен нести застройщик-заказчик. И в нашем случае субподрядчик ООО «Бурим скважины, бьем сваи» выполнил работы, подрядчик АО «УСК МОСТ» (Москва) их принял, но не оплатил, а генеральный подрядчик АО «РЖДстрой» (Москва) молчит. То есть федеральные заказчики заходят на территорию субъектов федерации, не платят налоги в регионе и используют, извините, местных субподрядчиков как черную рабочую силу: хочу — плачу, хочу — не плачу. Этим вопросом должна заняться прокуратура и федеральные власти. По нашему мнению, подобные феодальные отношения в Российской Федерации недопустимы. И руководство Сахалинской области должно обратить на эту проблему внимание, — комментирует историю с перешивкой и другие похожие ситуации гендиректор ассоциации Валерий Мозолевский.
Добиваться правды и денег подрядчикам приходится через суд — других механизмов эффективного реагирования на подобные споры хозяйствующих субъектов нет. Вмешиваться в них не спешат даже бизнес-омбудсмены, призванные защищать предпринимателей исключительно от злоупотреблений со стороны государства и госорганов. Так что подобное отношение — вовсе не сахалинское ноу-хау. Точно так же в свое время пытались отыскать концы строители космодрома «Восточный», который стал одним из самых вопиющих примеров хищений в строительной сфере за последние годы.
ИА Sakh.com
12:57 15 мая 2019.
Кирилл Ясько
Строительство, Бизнес, Южно-Сахалинск, Томари, Корсаков