Навигация
Время трансформации саморегулирования в строительстве пришло!
Время трансформации саморегулирования в строительстве пришло!

 

Время трансформации саморегулирования в строительстве пришло!

 

 

Накануне очередного съезда НОСТРОЙ директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский размышляет о современной ситуации вокруг саморегулирования в строительстве.

Пришло время интегрировать НОСТРОЙ и НОПРИЗ в одно Национальное объединение саморегулируемых организаций, объединяющих изыскателей, проектировщиков и строителей по региональному принципу. Сегодня эти две структуры федерального уровня необоснованно обособлены, практически не взаимодействуют между собой и имеют разные приоритетные направления деятельности и занимаются часто одними и теми же вопросами, распыляя бюджеты. При этом, обращаем внимание, что на правительственном уровне регулированием всей строительной деятельностью и жилищно-коммунальной сферой в России занимается одно министерство строительства. За почти 14 лет эти Национальные объединения так и не достигли установленных федеральным законом целей их создания (часть 3, статьи 55.20 ГрК РФ), не выполнили положения Указа Президента России 2003 года № 824 в части создании системы саморегулируемых организаций и его поручений мая 2015 года и последующих периодов.

По нашему мнению:

  1. Существующая разрозненная структура построения саморегулируемых организаций и их национальных объединений в строительной отрасли экономики абсолютна противоречит требованию части 1, статьи 3 системного Федерального закона № 315-ФЗ и основам Проектного государственного и коммерческого управления, которое введено в России, как обязательная норма с 2014 года.

 

  1. Созданные по случайному принципу межрегиональные самостоятельные саморегулируемые организации изыскателей и проектировщиков не оказывают практически никакого конкретного влияния на реализацию проектов строительства объектов капитального строительства в России. Мы понимаем, что от качества и полноты проработки этапа инициации проектов строительства объектов, инженерных изысканий и выполнения архитектурно-строительного проектирования критически зависит устойчивость реализации этих проектов, не говоря уже об исполнении сроков — графиков строительства, реконструкции и/или капитального ремонта объектов за выделенные бюджетные средства (минимизации рисков и изменений на этапе строительства и ввода в эксплуатацию). Это, к сожалению, до настоящего времени, мало понимают многие представители органов исполнительной власти разных уровней и технические заказчики.

 

 

  1. Система эффективных саморегулируемых организаций, наделённых государством контрольно-разрешительными функциями, функциями «допуска в профессию» в строительной отрасли России за почти 14 лет не организована и практически не работает, особенно в изыскательской и проектной деятельности. Это показало рассмотрение данного вопроса на Круглом столе в государственной Думе РФ 21 марта текущего года.

 

 

Квалификационные требования к руководителям и специалистам органов управления этими организациями ни государством, ни Стандартами Национальных объединений за все эти годы не установлены. Разрозненные по вертикали и горизонтали в строительной отрасли, формально и часто случайно созданные некоммерческие организации, которые государство по формальным признакам! наделило существенными контрольно-разрешительными функциями, работают сами по себе в зависимости от добросовестности руководителей органов управления. Как следствие, саморегулирование в строительной отрасли пока не достигло своих целей.

 

  1. К сожалению, и к удивлению многих на разных уровнях, в настоящее время функции обеспечения исполнения обязательств по договорам строительного подряда в строительной отрасли выполняют не саморегулируемые организации, как того требует положение статьи 55.1 ГрК РФ, а коммерческие банки Российской Федерации, продавая членам саморегулируемых организаций банковские гарантии. Таким образом, властные структуры как бы потворствуют «коммерциализации» большей части саморегулируемых организаций в строительной отрасли, обеспечивая сохранность компенсационных фондов банковскими гарантиями. Существующее положение не стимулирует развитие саморегулирования в строительстве и удобно коммерсантам от саморегулирования. Поэтому во многих СРО, особенно изыскателей и проектировщиков практически нет необходимого персонала, кроме как для выполнения документарных формальностей и для организации сбора членских взносов, часто через аффилированные организации.

Мы в Ассоциации «Сахалинстрой» систематизировали неисполненные поручения Президента России Владимира Путина и нереализованные постановления Правительства и других государственных органов Российской Федерации, относящиеся к сфере саморегулирования за последние 13 лет.

Что же у нас получается?

  • Не разработан, не утверждён, как обязательный и не введён в действие Стандарт построения и деятельности эффективной саморегулируемой организации в строительной отрасли экономики;
  • Система саморегулируемых организаций, которых государство наделило контрольно-разрешительными функциями, в строительной сфере деятельности в России не организована;
  • Органы исполнительной власти всех уровней не признают, а многие, особенно региональные и муниципальные, о существовании и целей создания их почти ничего не знают и не взаимодействуют с ними.
  • Национальные объединения оторвались от функций, задач, нужд и потребностей саморегулируемых организаций и фактически превращаются в придатки Министерства строительства и ЖКХ РФ и компании по обслуживанию «хотелок» руководителей их органов управления.
  • Национальные объединения за все эти годы так и не смогли организовать рейтингование саморегулируемых организаций и ежегодные конкурсы на лучшие практики СРО. Не организовали изучение и обмен лучшими практиками развития саморегулирования и взаимодействия с членами СРО, с исполнительными органами власти и  органами контроля (надзора) в строительстве. Такое впечатление, что члены Советов и Президенты Национальных объединений боятся показать, что возглавляемые ими саморегулируемые организации – не из лучших. Тогда почему они являются членами органов управления объединениями?
  • Почему требования части 1 статьи 3 Федерального закона № 315-ФЗ об организации саморегулируемых организаций в строительной области экономики до сих пор не выполнены? Саморегулируемая организация должна объединять предпринимателей отрасли, а не дробиться по видам работ.

 

В России нет таких отраслей экономики как: изыскательская, проектная и выполнения строительных работ. В части 1 статьи 5.2 ГрК РФ введено понятие «проект строительства объектов капитального строительства», который включает в себя все организационные (инициация, инвестиционное обоснование), изыскательские, проектные, строительно-монтажные работы, ввод в эксплуатацию и госрегистрация.

На одном из заседаний Госсовета Президент России В.В. Путин поручил перейти преимущественно на строительство объектов капитального строительства «под ключ». В этом случае подрядчики, которые заключают такие контракты, почему-то должны быть членами всех трёх саморегулируемых организаций — проектных, изыскательских и строительных! Это и есть барьеры!

Поэтому именно сейчас назрело время дальнейшей трансформации саморегулирования в строительной отрасли экономики с переходом на формирование региональных комбинированных СРО, объединяющих изыскательские, проектные и строительные организации в субъектах Российской Федерации, наделённых государством выполнять контрольно-разрешительные и иные функции и полномочия в строительной деятельности. Это будет проще, надежнее и дешевле.

Почему ранее, до 2009 года региональные центры лицензирования в строительной области экономики могли принимать заявления и необходимые документы, проводили все необходимые проверки и готовили заключения для выдачи лицензий на все три вида деятельности при реализации проектов строительства объектов капитального строительства?

Почему региональные саморегулируемые организации сейчас не наделяются государством такими же правами? Мы считаем, что государство сделало большую ошибку, когда необоснованно и формально разделило строительную отрасль по видам деятельности и создало три самостоятельных Национальных объединений. Впоследствии частично была признана ошибка неправомерного разделения непрерывного процесса реализации проектов строительства и безболезненно объединили Национальное объединение изыскателей (НОИЗ) и Национальное объединение проектировщиков в НОПРИЗ. Небо не упало, Стройка не остановилась. Президенты НОСТРОЙ и НОПРИЗ и их Советы не сожалеют о произошедшем объединении.

При этом до настоящего времени практически ничего не предпринято против повальной коммерциализации деятельности большой части саморегулируемых организаций и их часто приватизированных конгломератов, особенно в сферах изысканий и проектирования, где остались абсолютно неуправляемые коммерческие межрегиональные СРО с непонятными функциями.

Исходя из положений ГрК РФ статьи 55.1, у саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и содержание – одинаковые основные цели создания. Поэтому мы считаем, что Национальное объединение саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей должно быть единое по аналогии, как и Министерство строительства РФ в государственном .

Почему до сих пор отсутствуют единые правила и подходы к деятельности СРО по всем направлениям?

В середине прошлого года комитет НОСТРОЙ по цифровой трансформации стройотрасли поддержал позицию Ассоциации «Сахалинстрой» о необходимости стандартизации проектного управления в строительстве и включении саморегулируемых организаций в систему государственного проектного управления в регионах. Согласитесь, что проектное управление с использованием инструментов BIM – мощный драйвер реальной трансформации строительной отрасли. Грамотное управление способно повысить производительность труда и снизить себестоимость строительства. Все государственные и муниципальные объекты должны возводиться исключительно в рамках проектного управления снизу доверху, а проектные офисы должны быть созданы в каждом регионе, в каждом муниципалитете. Каждый проект — объект капитального строительства должен иметь назначенного заказчиком Руководителя проекта, а также, назначенного подрядчиком – Главного инженера проекта.

В структуре этих офисов государственного (муниципального) управления реализации проектов строительства непременно должны присутствовать представители саморегулируемых организаций с момента инициации проектов, выступающих от имени изыскателей, проектировщиков, строителей. И здесь вновь актуален вопрос о создании комбинированных СРО для обеспечения непрерывности управления проектов строительства.

Мы не понимаем, что и как проверяют саморегулируемые организации проектировщиков в деятельности своих членов по всей России, не видевших в глаза. Например, мы — строители на Сахалине контролируем исполнение контрактов самостоятельно, выезжая на объекты. Участвуем в работе проектного офиса портфеля проектов АИП созданного для контроля исполнения контрактов при заместителе председателя Правительства Сахалинской области, где еженедельно происходит разбор рисков, изменений, нарушений сроков и стоимости проектов, которые попали в зону риска. Я лично еженедельно присутствую на этих «разборках» с использованием региональной цифровой платформы строительных сервисов, а сотрудники администрации Ассоциации – по ВКС из офиса Ассоциации. На этих «штабах» мы защищаем своих членов от необоснованных нападок представителей заказчиков и докладываем результаты своих выездных проверок, в том числе по охране труда,  за неделю.

Но пока не все гладко. По мнению Ассоциации, у главных заказчиков области сегодня нет отработанной системы совместной работы по проектному управлению строительством объектов на всех уровнях, хотя все нормативные и регулирующие документы имеются, и большинство представителей заказчиков проходят специальное обучение. Существующие административные и финансовые барьеры, риски и проблемы при выполнении контрактов по строительству и капитальному ремонту объектов, по старинке продолжают заваливать подрядный бизнес. Не изжита практика так называемой «презумпции виновности подрядчика», как последней (крайней) инстанции цепочки реализации инвестиционного процесса.

При этом с 2019 года команда губернатора Валерия Лимаренко внедряет на Сахалине и проектное управление в строительстве, и цифровизацию отрасли. Цифровая платформа строительных сервисов в части организации контроля этапа строительства объектов, работает, но еще не все участники строительства взяли за правило эффективно пользоваться этими инструментами. С 2020 года Правительство области организовало «Школу технического заказчика» с очным десятидневным обучением и лично побуждает заказчиков направлять специалистов на обучение.

К слову, уважаемый нами Президент НОСТРОЙ Антон Николаевич Глушков транслирует правильные тезисы в федеральные СМИ. Например, в одном из интервью: «Мы будем разрабатывать типовые документы и регламенты для СРО, чтобы все выполняемые ими функции выполнялись однотипно на территории всей Российской Федерации, и система СРО выглядела более монолитно». «Дальнейшее развитие системы саморегулирования в строительстве должно опираться на инициативы и лучшие практики самих строительных СРО».

И что? Какие шаги для этого сделаны? Почему до сих пор не внедрена система конкурсов между СРО в Нацобъединениях? Опять- таки создается впечатление, что президенты НОСТРОЙ и НОПРИЗ и члены их Советов боятся, что именно их СРО не станут примерами лучших практик.

Что или кто мешает руководству НОСТРОЙ принять меры к исполнению всех Поручений и Указов Президента России по построению эффективной общественно-государственной модели саморегулируемой организации в области строительства, и обозначенных Президентом НОСТРОЙ инициатив посредством утверждения правил и процедур, обеспечивающих её продуктивную работу и достичь целей создания Национального объединения?

Почему НОСТРОЙ и НОПРИЗ не предпринимают никаких действий для достижения целей создания СРО (часть 3, статьи 55.20 ГрК РФ), кроме цели представительства самих себя в органах власти , опираясь преимущественно на мнение уважаемых руководителей известных Конгломератов СРО строителей, не желающих никаких перемен?

По нашему мнению, для исполнения поручений Президента России и построения эффективной общественно-государственной модели саморегулируемой организации требуется:

  • Разработать «Стандарт построения эффективной модели саморегулируемой организации в строительстве».

Документ должен содержать типовую структуру администрации и типовое штатное расписание исполнительного органа СРО и её органов управления, перечень их функций, прав и обязанностей, предусмотренных федеральными законами № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», регламент их исполнения с обязательным учётом перехода на проектное управление деятельностью СРО, квалификационные требования к руководителям и работникам органов управления и администрации, типового бюджета, порядок планирования расходования бюджета в СРО.

  • Разработать Стандарт «Регламент исполнения целей создания Национального объединения».
  • Разработать Стандарт «Регламент исполнения целей деятельности СРО».
  • Разработать «Положение о взаимодействии СРО строителей с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, контрольными и надзорными органами, заказчиками для обеспечения государственных или муниципальных нужд в сфере строительства», в котором отразить, в том числе, порядок встраивания СРО изыскателей, проектировщиков, строителей в проектные комитеты и проектные офисы портфелей проектов, программ проектов, проектов строительства объектов капитального строительства в субъектах Федерации.
  • Разработать Стандарт «Регламент взаимодействия двух и более саморегулируемых организаций в субъекте Российской Федерации между собой и с органами власти, управления и контроля».
  • Считаем, что из положений 3 и 5 статьи 55.5-ГРК необходимо убрать «так называемые» должностные обязанности упомянутых там специалистов, а вставить поручение Минстрою РФ: разработать типовые должностные Положения этих специалистов.

 

  • Разработать Стандарт «О персонализации ответственности при исполнении договоров подряда», на что изначально был нацелен федеральный закон №372 2016 года, когда были введены в ГрКФ эти национальные реестры и «специалисты по организации изысканий, проектирования, строительства». Идея решена однобоко. Пока выигрывают лишь «коммерсанты от саморегулирования». Кто такие эти специалисты по организации строительства, за 6 лет так и не определились. До сих пор не сумели в Нострое или в Минстрое утвердить типовые должностные обязанности главного инженера проекта, не определено место их работы, нет упоминаний о них в типовых условиях контрактов. Сейчас это какие-то «инкогнито».

Также в рамках реализации анонсированного развития саморегулирования в строительстве мы второй год пытаемся инициировать в НОСТРОЙ разработку Положения о Всероссийском конкурсе между СРО строителей с учетом следующих критериев (номинации):

  • «Уровень информационной открытости деятельности саморегулируемой организации» (включая уровень ведения и наполнения официальных сайтов).
  • Социальная ответственность саморегулируемой организации, как общественно значимой некоммерческой организации. Общественное признание саморегулируемой организации в регионе. Исполнение функций Регионального отраслевого Объединения работодателей в строительной отрасли регионов.
    • «Организация общественного контроля в сфере закупок»,
    • «Уровень исполнения функций, обязанностей и прав. Участие в ОРВ проектов нормативных актов. Участие в экспертизах, экспертных заключениях и антикоррупционных заключениях на проекты и действующие законы и НПА разных уровней»,
    • «Взаимодействие с органами исполнительной власти разных уровней и с органами местного самоуправления. Участия в общественных Советах при исполнительных органах власти и в соответствующих рабочих группах».
    • «Методическая и консультационная помощь членам саморегулируемых организаций. Организация защиты законных интересов и прав членов Ассоциации»,
    • «Судебная и досудебная защита членов, а также перед ФАС России и УФАС регионов при проведении закупок и при исполнении контрактов»,
    • «Организация контроля исполнения обязательств подрядных договоров членами саморегулируемой организации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос объектов капитального строительства и взаимодействия с членами СРО и с заказчиками по заключённым подрядным договорам».

 

Мы считаем, что Президенту НОСТРОЙ уже после подтверждения его прав на следующий срок, наконец-то необходимо принять меры к выстраиванию реальной системы саморегулируемых организаций, которые должны быть построены по единым принципам – открытыми для своих членов и общества, как и государственные органы управления, частью которых и должны являться саморегулируемые организации строительной области экономики, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации считаем необходимым  разработать и утвердить Постановление «О построении системы саморегулируемых организаций в строительной сфере деятельности» в соответствии указа Президента России Владимира Путина 2003 года и его же поручений в 2014, 2015 и 2016 годах.

Трансформация саморегулирования в строительстве назрела!