Выступление депутата Государственной Думы РФ от Республики Саха (Якутия) Тумусова Ф.С, где он озвучил актуальные вопросы строительного комплекса Дальнего Востока и Арктики.
Видеозапись выступления размещена ЗДЕСЬ
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемые Депутаты Государственной Думы!
Падение объемов жилищного строительства в стране идет третий год подряд. В прошлом году они упали на 5%. А за январь месяц этого года зафиксировано падение уже на 17%. Полагаю, что на положение строительной отрасли страны влияет и общий экономический кризис. Но анализ показывает, что есть вопросы, которые и мы с вами должны решить, как законодатели.
«Не каждому дано так щедро жить
Друзьям на память города дарить…
Есть такая очень популярная песня. И она о строителях. И я тоже горжусь тем, что стал первостроителем последнего города Советского Союза -города Нерюнгри.
Дай бог, чтобы национальные проекты, реализация которых началась, превратили страну в большую строительную площадку.
Но сегодня я о проблемах. О проблемах строителей на северных территориях, на Дальнем Востоке. Без нашего с вами законодательного решения проблем строительной отрасли никакого развития в принципе быть не может. Сразу хочу заметить, наше российское законодательство в области капитального строительства унифицировано и не учитывает особенностей организации строительства в районах Крайнего Севера.
Главными особенностями строительного процесса на северах являются сезонность производства строительно-монтажных работ из-за климатических особенностей, логистические сложности, связанные с огромными расстояниями и отсутствием круглогодичных дорог. Так, более 85% территории Республики Саха (Якутия) имеет только сезонную наземную транспортную доступность. На северные районы республики по автозимникам завозится более 80% грузов, в том числе строительных.
Если скажем, в Момском районе республики надо построить школу, то за год до начала реального строительства надо перебазировать туда строительную технику, которая может интенсивно эксплуатироваться не более пяти месяцев в году. Остальное время простаивает. Надо развернуть обязательно малые заводы по производству строительных материалов, не говоря уже о временных зданиях и сооружениях. Сроки доставки основных строительных материалов туда достигают года-полтора. Не из-за нерадивости, а просто такая особая логистическая схема «река-море-река».
Если смотреть по общим объемам строительно-монтажных работ, то крупные компании-инвесторы, такие как Транснефть, Газпром, Сургутнефтегаз, АЛРОСА, Роснефть и другие, которые активно строят на территории Якутии являются законодателями мод.
Но они реализовывают собственные инвестиционные программы. И весь процесс организации инвестиционного, строительного процесса у них своеобразный. И все северные издержки, связанные с удорожанием, обеспечением материалами, трудовыми ресурсами, особенностями проектных решений, нормативными сроками строительства решаются, компенсируются внутрикорпоративными решениями.
А вот строительством жилья, социальных объектов занимаются местные строительные организации. К проблемам, которые они испытывают, со стороны федеральных ведомств внимание минимальное, а зачастую никакое.
А проблемы накапливаются. И все подрядные строительные организации оказались в сложнейшей экономической ситуации. Другие строители, которые якобы могут прийти на замену им, из-за пределов республики, они просто не знают специфики и, скорее всего, провалят дело.
Каковы же экономические особенности строительства на северах? О природно-климатических особенностях, сезонном характере, логистических проблемах я уже выше сказал. Вытекающее отсюда, удорожание товарно-материальных ценностей в северных условиях. Строительные материалы там в 1,5 раза дороже, чем в среднем по Российской Федерации. Из-за особенностей оплаты труда в северных условиях, связанной с начислением к заработной плате районных коэффициентов, северной надбавки фонд заработной платы больше на 72%, чем в среднем по России.
Так называемые накладные расходы, которые являются неотъемлемой частью любой строительной сметы тоже на 70% дороже чем в среднем по Российской Федерации. Кроме этих общих удорожаний имеются еще факторы, снижающие конкурентоспособность строительных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера:
Это необходимость выплачивать работникам ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительно 24 дня плюсом к 28 дням общероссийским.
Компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
И самое главное, вы, наверняка, подумали, что все эти особенности удорожания фонда оплаты труда учитываются в сметной стоимости строительства.
Никак нет.
Нагрузка на работодателя, которым является местная строительная организация, по заработной плате и социальным выплатам на 42% больше, чем у работодателя в центральной части Российской Федерации.
Но самое страшное, что это обстоятельство становится фактором снижения конкурентноспособности местных строительных организаций. Из-за этих факторов, во время торгов, когда идет игра на снижение стоимости строительства, местные строительные организации уже, изначально, проигрывают игрокам из центральных районов России на 20%.
Пора нам законодательно установить правило, выравнивающее стартовые условия всех участников торгов. Например, путем установления коэффициентов для строительных организаций, расположенных в районах Крайнего Севера. Иначе получается какой-то геноцид по выдавливанию местных строительных организаций. Как показывают расчеты, такие коэффициенты для выравнивания конкурентных условий могут варьироваться в пределах 15-20 % и применяются, например, в Канаде. Мы должны снять законодательно закрепленные неравные стартовые условия северных строителей.
Уважаемые коллеги!
Сегодня много нареканий, мягко говоря, замечаний к качеству построенных объектов. Но качество начинается с проектно-сметной документации! Сегодня заказчики, используя так называемый гибридный метод определения сметной стоимости строительства, зачастую подгоняют сметную стоимость объекта к ЛИМИТУ ФИНАНСИРОВАНИЯ. Что не только абсолютно неправильно, но и вредно!
Отсюда и начинается поход в низкое качество, с применением дешевых материалов, устаревших технологий. А крайними оказываются подрядчики-строители. Другой существенной проблемой определения стоимости строительства является несоответствие объемов, выставленных на конкурс, в соответствии со стадией «Проект» и стадией «Рабочая документация». Это зачастую ведет к увеличению стоимости строительства по сравнению со ценой, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Все дело в том, что проектная сметная документация имеет две стадии: «Проектная документация» и «Рабочая документация». В момент выхода на торги проект выставляется на стадии «Проектная документация», что не позволяет подрядной организации оценить выполняемые работы в части технических, финансовых, организационных вопросов.
На момент выполнения работ подрядчику передается «Рабочая документация», которая, как правило, имеет существенные отличия от «Проектной документации»: либо возникают дополнительные работы, либо существенно изменяются объемы работ с повышением цен, и при этом дополнительные работы не оплачиваются в силу условий ФЗ-44. Огромной проблемой для строительных организаций становится тот факт, что в сметной стоимости строительства некорректно производятся расчеты на транспортные расходы, размеры авансирования не учитывают особенности организации и структуры расходов строительных организаций.
Хочу в этой связи напомнить коллегам, что расстояния у нас огромные, территория 1/5 всей страны. В связи с этим вносим предложения:
1. Выработать четкую, понятную и обязательную методологию применения сметных нормативов и их пересчета на текущие цены.
2. Обоснование стоимости строительства производить строго на основании сметных нормативов и расчетов. А не лимитов финансирования.
3. Сделать детальные логистические схемы до населенных пунктов с расчетом затрат. И с учетом этих особенностей определять нормы продолжительности строительства.
4. Принять решение об увеличении размера авансирования строительства в условиях Крайнего Севера до 70%.
И, наконец, последнее. Президентом страны принимаются беспрецедентные меры по развитию Дальнего Востока и Арктики. Но зачастую мало внимания уделяется не только социальной сфере, но и вопросам развития малого и среднего предпринимательства в этих районах. Создается впечатление, что государство ориентируется только на вахтовиков, приезжих из вне кадров. Это не только неправильно, но и порочно. Все взаимоотношения, любые действия начинаются с договора. В строительстве это договор подряда.
Именно договорные отношения создают все условия для работы бизнеса, поэтому хотели бы обратить основное внимание на соблюдение баланса обязательств заказчика и подрядчика по заключаемым контрактам.
В международной практике в области строительства применяют унифицированные правила, регламентирующие все взаимоотношения сторон в области строительства («ФИДИК» — наиболее распространенный). Указанный документ полностью учитывает интересы всех сторон с точки зрения справедливости — нельзя говорить, что этот документ имеет какие-либо преференции для одной из сторон. Сегодня договора имеют односторонне выгодный характер для заказчика. Все диктует заказчик. Но у него и меньше ответственности. Это создает благодатную почву для коррупции. И вообще, по — справедливости должна быть равная ответственность. И заказчика, и подрядчика. Считаю, что нам надо законодательно закрепить равенство прав и обязанностей заказчика и подрядчика.
Спасибо за внимание!