Более 5, 5 тысяч сахалинцев подписали открытое обращение к губернатору Валерию Лимаренко. Жители области обеспокоены чрезмерным применением в зимний период технической соли (галита) на улицах городов и поселков. Ассоциация «Сахалинстрой» поддерживает позицию инициативной группы и продолжает информировать региональные органы исполнительной власти о недопустимости нарушения технологии снегоуборочных работ, предусмотренной нормативными правовыми актами. Несоблюдение нормы расхода технической соли (галита) негативно влияет на состояние автомобилей (коррозия металла) и улично-дорожной сети населенных пунктов, на восстановление которой требуются дополнительные бюджетные средства.
Открытое обращение жителей Сахалинской области по вопросу зимнего содержания дорог в адрес губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко было направлено 7 октября 2025 года.

Ссылка на Открытое письмо Лимаренко В.И.

Отметим, что Ассоциация «Сахалинстрой» регулярно в течение 2024 – 2025 гг поднимала вопросы о применении галита в рамках содержания уличной дорожной сети г. Южно-Сахалинска и о возможном использовании альтернативных экологичных противогололедных материалов на заседании рабочей группы при правительстве Сахалинской области «Качество дорожных сетей ..» и Комитета по экологии и природопользованию Сахалинской областной Думы. Однако, дело дальше обсуждений не сдвинулось.

Фото пресс-службы администрации города Южно-Сахалинска
— Классический реагент — соль, хлорид натрия, техническая соль, галит — самый дешёвый вариант для очистки дорог от льда и самый опасный. Этот материал очень агрессивен в отношении асфальта, бетона, металла, окружающей среды, здоровья людей и домашних питомцев, — обращает внимание губернатора автор письма инициативной группы.
С 01.06.2024 года указанный противогололедный реагент не соответствует по степени коррозийной активности требованиям, установленным ГОСТ Р 58427-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия» и не может применяться в населенных пунктах.
Также, ссылаясь на нормативные документы, автор письма поясняет главе региона:
- На участках дорог, где появились метелевые заносы или вследствие интенсивного снегопада образовался мощный слой снежных отложений, работы по ликвидации скользкости, в случае ее образования, по регламенту должны проводить после снегоуборочных работ.
- Допускается применение противогололедных материалов в качестве профилактической обработки при ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката, в том числе в целях снижения затрат дорожной службы на борьбу с зимней скользкостью. По окончании снегопада необходимо полностью удалить рыхлый снег с дорожного покрытия с помощью снегоуборочных машин.
- В случае образования снежного наката его ликвидация производится путем распределения химических ПГМ (противогололедных материалов). Образовавшаяся разрыхленная снежная масса должна быть немедленно убрана с проезжей части.
- Распределение ПГМ необходимо производить только механическим способом специальными распределителями. Для уменьшения отрицательного воздействия химических противогололедных материалов на придорожную почву, воду и растительность необходимо применять их минимальном количестве, соблюдая режим и нормативы.
Вышеперечисленные нормы в регионе не соблюдаются.

Фото пресс-службы администрации города Южно-Сахалинска
Согласно нормативным документам, орган управления дорожным хозяйством (ЗАКАЗЧИК) обеспечивает подрядным организациям условия для создания достаточной степени готовности к производству работ:
- в пределах выделенных лимитов организует приобретение материально-технических ресурсов для зимнего содержания автомобильных дорог;
- организует контроль качества приобретаемых противогололедных материалов;
- организует внедрение новых технологий, материалов и техники на обслуживаемых дорогах;
- осуществляет жесткий контроль за качеством зимнего содержания, обеспечением соответствия фактического уровня содержания дороги заданному, за качеством и количеством используемых противогололедных материалов.
По мнению автора письма, данные нормы Заказчик не соблюдает.
Фактически, в результате бездействия заказчика по выполнению своих обязательных функций, подрядным организациям созданы условия, когда можно пренебрегать установленными требованиями и в неумеренном количестве, в том числе с использованием ручного инструмента, применять галит.
— Таким образом, мы в течение зимнего периода наблюдаем картину, как с молчаливого согласия заказчика коммунальные службы подменяют понятие «снегоочистительные работы» на «топление» снега указанным реагентом на месте.
Образовавшаяся шуга с примесью галита создает трудности для передвижения транспорта и пешеходов, особенно пожилых людей. Делает невозможным передвижение по тротуарам для инвалидов и женщин с детскими колясками и иными средствами для перевозки детей (санки, аргамаки). В зимнее время город становится труднодоступным для данной категории населения.

Фото пресс-службы администрации города Южно-Сахалинска
Чрезмерное использование реагента и пренебрежение соблюдением технологии очистки дорожного полотна от образовавшегося рыхлого снега (шуги), содержащего реагент, наносит вред:
- окружающей среде (придорожные газоны в результате засаливания почвы требуют ежегодной рекультивации),
- дорожной инфраструктуре (происходит разрушение асфальтобетонного покрытия и бортовых камней как на проезжей части, так и тротуаров),
- имуществу населения (коррозия личного автотранспорта, портится обувь).
Такое, якобы «экономное», зимнее содержание дорог влечет за собой колоссальное расходование бюджетных средств и личных средств граждан, — убедительно подытожила свое обращение к губернатору инициативная группа.
Ответ от главы региона общественники пока не получили, но в социальных сетях в официальном паблике правительства Сахалинской области размещен пост:
«В настоящее время администрацией города прорабатывается вопрос замены галита на современные ПГМ. В текущем году будут произведены экспериментальные обработки разными компонентами, по результату которых будет рассмотрена возможность замены используемых материалов и уменьшения его нормы расхода».

Генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский отметил, что благодаря общественной инициативе и усилиям Ассоциации «лед тронулся»:
– Признание проблемы – путь к ее решению! Ассоциация продолжит работу с исполнительными органами власти и заказчиками Сахалинской области по улучшению ситуации на дорогах, в том числе, в период зимнего содержания. Ведь зачастую вина за порчу (разрушение) элементов УДС (улично-дорожной сети) в период эксплуатации необоснованно перекладывается на подрядные организации, производившие работы по реконструкции и капитальному ремонту УДС. А подрядчики, в свою очередь, вынуждены восстанавливать объект в рамках гарантийных обязательств, что недопустимо, принимая во внимание ненадлежащую эксплуатацию дорожного полотна, за что подрядчик фактически ответственности не несет и не может повлиять.
