В декабре прошлого года Ассоциация «Сахалинстрой» направила тревожное обращение в Правительство Сахалинской области, мэрию Южно-Сахалинска, городскую Думу и прокуратуру города Южно-Сахалинска. В письме Ассоциация представила доказательства нарушений обязательных требований технических регламентов и проектной документации при монтаже фасада. На объекте капитального ремонта МБДОУ № 21 «Кораблик» подрядчиком и техническим заказчиком – УКСом города Южно-Сахалинска при установке навесного фасада применены материалы и изделия, не соответствующие проектной документации, не отвечающие обязательным требованиям норм технических регламентов. Фактически при исполнении навесного фасада, смонтирован «самострой» с применением сборной «солянки» из случайных изделий и материалов со следующими недопустимыми нарушениями.
Примененные облицовочные панели имеют группу горючести Г1, что не соответствует пункту 8 статьи 87 ФЗ 123 обязательных требований технического регламента о пожарной безопасности и пункту 5.2.3 СП 2.13130.2013 «Свода правил систем противопожарной защиты обеспечение огнестойкости объектов защиты». Строительный контроль УКСа города не обратил на это внимание. Почему?
Затем образцы данных панелей были переданы в испытательную лабораторию Южно-Сахалинска. И заказчик – УКС получил результат испытаний с подтверждением, что изделия являются горючими. И вновь никакой реакции со стороны заказчика. Почему?
Но самое главное: при проверке исполнительной документации выявлен откровенный подлог формулировок в ТУ 25.11.23-002-1936453784-2017. Его существенно изменили в процессе исполнения контракта, и уже ничего не указывало на группу горючести Г1.
50 лет – такой срок эксплуатации материалов и изделий навесного фасада и крыши установил заказчик – УКС города в техническом задании при проведении аукциона. Подрядчик в своей аукционной заявке согласился с данными требованиями. Что же произошло на деле?
Отдел технического контроля (ОТК) Магнитогорского Металлургического Комбината (из прокатных рулонных листов которого изготовлены облицовочные изделия, примененные на МБДОУ № 21) зафиксировал, что срок службы этих изделий на открытом воздухе в Сахалинской области (средней агрессивности воздушной среды) составит не более 7 лет.
Валерий Мозолевский задает резонный вопрос: «Заказчик установил критерии долговечности и безопасности конструкций навесного фасада. Почему же он сам разрешает применять материалы и изделия, срок эксплуатации которых минимум в 7 раз меньше? Значит эффективность расходования бюджетных средств будет в семь раз меньше в разрезе жизненного цикла этого объекта. Зачем? Чтобы у строителей всегда была работа по переделке? Как случилось за последние 6 лет с навесными фасадами практически всех отремонтированных детских садов. Ассоциация считает, что в случае с МБДОУ № 21 присутствует, как минимум, халатность работников УКСа города из-за собственного чувства безнаказанности».
Примененные облицовочные изделия на объекте капитального ремонта МБДОУ № 21 не прошли обязательную процедуру огневых испытаний в составе НФС ИНСИ или другой фасадной системе. К тому же эти изделия не имеют даже паспортов качества и маркировки. И это неполный список. Подробно со всем перечнем нарушений при монтаже фасада детского сада «Кораблик» можно ознакомиться в письме Ассоциации.
Обратная связь на обращение Ассоциации со стороны Правительства Сахалинской области поступила после новогодних каникул. 21 января в адрес «Сахалинстроя» пришел ответ от Агентства архитектуры и градостроительства Сахалинской области. Чиновники признают, что «Заказчиком при осуществлении капитального ремонта фасадов здания МБДОУ №21 «Кораблик» совершены нарушения, не приемлемые для безопасности здания детского сада и создающие риски возникновения опасных для здоровья и жизни людей факторов». Полный текст письма Агентства размещен ЗДЕСЬ. Агенство архитектуры и градостроительства Сахалинской области считает: «Что привлечение к ответственности виновных лиц относится к полномочиям прокуратуры города Южно-Сахалинска».
Обращение Ассоциации заслушали и на заседании комитета по социальной политике в городской думе Южно-Сахалинска 22 января 2019 года. Об этом «Сахалинстрой» узнал из статьи Sakhalin.info. Депутаты решили не приглашать на заседание представителей Ассоциации. Цитата: «Позицию «Сахалинстроя» в городской думе заслушивать не стали, по словам председателя Владимира Зайцева, «всё и так видно на десяти страницах»».
По мнению главы Ассоциации Валерия Мозолевского, депутаты не отделили зерна от плевел: «Неэффективность расходования бюджетных средств налицо. Материал на фасаде детского сада, ни по качеству, ни по долговечности, ни по цене не соответствует проектной документации. По информации производителя, закупленный заказчиком металл, используют в машино- и приборостроении для корпусов изделий и тары. Для сахалинских условий требуется металл другой категории, и цена этих изделий будет больше в полтора -два раза.
На сайте госзакупок заказчик не счел нужным разместить подтверждающие платежные документы по закупкам, нарушив федеральный закон. Это также вызывает у Ассоциации вопросы: какую сумму из бюджетных средств оплатил заказчик подрядчику? Как расходуется городской бюджет на такой капитальный ремонт?
Напомним цифры и факты. За последние несколько лет на переделки навесных фасадов социальных объектов и жилых домов города Южно-Сахалинска неэффективно потрачено более 150 млн. рублей бюджетных средств. Только в областном центре сейчас ожидают демонтаж пожароопасные навесные фасады на жилых домах и социальных объектах на сумму более 300 млн. рублей.
В 2018 году в Южно-Сахалинске переделаны навесные фасады на четырёх детских садах, двух школах, на бывшем корпусе перинатального центра областной больницы. Неэффективных затрат можно было избежать при условии своевременного реагирования и соответствующей позиции заказчика, исполнительных органов власти и надзора. По всем перечисленным объектам Ассоциация «Сахалинстрой» обращалась во все инстанции. Получается, что легче выделить дополнительные сотни миллионов бюджетных рублей на переделки, нежели прислушаться к мнению Ассоциации строителей и принять соответствующие решения».
Ассоциацию «Сахалинстрой» удивляет невозмутимость и уверенность в своей правоте представителя УКСа города на заседании комитета городской Думы 22.01.2019 года. Цитата из статьи Sakhalin.info: «Сторона заказчика сообщила в ответ, что при производстве были соблюдены все требования, а проблемы, которые находил «Сахалинстрой», устранены. Металлической фасадной панели действительно был присвоен класс пожарной опасности Г1 (слабогорючий), хотя должен быть НГ (негорючий). Специалист объяснял, что сами панели металлической фасадной панели не горят, но если на них нанести краску, то материал начинает выгорать. На совещании при зампреде Владимире Сидоренко было решено, что от этой системы по возможности будут отказываться, но «Кораблик» под это не попал».
Валерий Мозолевский считает:«Если заказчик и контрольные органы этот случай, ставший публичным, пропускают, они становятся своеобразными провокаторами дальнейшего несоблюдения норм Градостроительного законодательства и технических регламентов. И дают зеленый свет и на будущее возможной коррупции, и бракоделам. Но самое главное: сигнализируют техническому заказчику, что технический регламент и нормы других федеральных законов – ерунда, и их можно нарушать. Надзор и вышестоящие их защитят. Исходя из рассмотренной ситуации, мы утверждаем, что основной виновник брака и применения несоответствующих материалов и изделий при выполнении контрактов, неэффективного расходования средств, приписок при закрытии работ – только ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКАЗЧИК. И за объект перед государством отвечает только технический заказчик, у которого бюджетные деньги».
.