Навигация
В защиту законных интересов и прав членов СРО
В защиту законных интересов и прав членов СРО

Ассоциация «Сахалинстрой», как сторона комиссии по коллективным переговорам по разработке, изменению и заключению Регионального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Сахалинской области на новый период 2023-2026 годы, направила для рассмотрения проект Соглашения (ознакомиться можно по ссылке в финале статьи – В. М.) в Российский Союз Строителей, Профсоюз строителей России, Министерство труда и социальной защиты РФ и Национальное объединение строителей.

Отраслевые объединения работодателей строителей Сахалинской области и областной профсоюз строителей считают, что Федеральные и Региональные отраслевые соглашения по строительству и промышленности строительных материалов безнадёжно устарели и не отвечают нормам проектного управления в сфере строительства и цифровой трансформации строительной отрасли.

 

 

Действующие отраслевые Соглашения превратились в формальные неработающие документы. Нет обязательного предоставления информации от работодателей, от заказчиков (застройщиков) – органов государственной власти, муниципалитетов и самостоятельных заказчиков, профсоюзов для формирования анализа исполнения Соглашения. И нет графика проведения плановых совещаний и собраний по реализации Соглашения, нет Регламента реализации Соглашения.

 

Данные документы не способствовали реальному повышению привлекательности строительных профессий, особенно рабочих и механизаторов. Не в поле деятельности подписантов прошлых Соглашений такие важнейшие вопросы как: рост производительности труда строителей и реальное улучшение условий труда и социально-бытовых условий работников на строительных площадках, в том числе и особо, организация строительства и капитального ремонта объектов в отдалённых районах с использованием вахтового метода организации труда строителей.

 

 

Действующие отраслевые Соглашения абсолютно формально описывали вопросы оплаты труда строителей при определении размера заработной платы рабочего и механизатора первого разряда. Не рассматривались вопросы, связанные с тем, что сметные нормы учитывают технологические и организационные схемы производства работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложнённых внешними факторами и условиями производства работ, когда необходимо заказчику применять соответствующие коэффициенты, учитывающие это.

 

 

 

Опрос работодателей о составе затрат организации на рабочую силу часто вводит в заблуждение. Нет контроля исчисления продолжительности рабочего дня работника, работающего по 10-11 часов в день, в выходные и праздничные дни без применения повышенной оплаты труда.

 

 

 

В сметах контракта не учтён максимальный размер выплаты процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но при этом работодатели должны предусматривать в фонде оплаты труда финансовые средства с учётом того, что все её работники будут получать процентную надбавку в полном размере.

 

 

 

Действующие отраслевые Соглашения не рассматривали ситуации и риски, которые в настоящее время влияют на возможность зависимого работодателя (подрядчика) обеспечить выполнение социально-трудовых обязательств перед работниками из-за некачественной проектной и сметной документации, из-за неучёта покрытия затрат по организации строительства, особенно в отдалённых местностях (дополнительные транспортные расходы по перевозке строительных материалов, оборудования и конструкций, машин и механизмов, перевозки рабочих, размещение рабочих и их обслуживание в отдалённых местностях), а также из-за передачи многих функций технического заказчика подрядчику в подрядном договоре без возмещения затрат на эти услуги.

 

 

Зачастую единственным источником покрытия отмеченных и других затрат подрядчика является фонд оплаты труда рабочих в сметах. Всё это сказывается на неполном исполнении социально-трудовых обязательств работодателей перед рабочими на строительной площадке, что недопустимо.

 

 

 

Действующие отраслевые Соглашения не были направлены на развитие влияния профсоюзных организаций на решение социальных и трудовых гарантий рабочих и механизаторов, на организацию профсоюзных ячеек в строительных организациях.

 

 

 

В настоящее время мы предлагаем нашим членам Ассоциаций организовывать профсоюзные организации, которые должны тесно работать с членами саморегулируемых организаций (зависимыми работодателями) по вопросам защиты законных интересов и прав членов Ассоциаций – зависимых работодателей перед заказчиками – контролирующими работодателями, особенно на этапе проведения закупок на заключение подрядных договоров. Необходимо совместно добиваться включения всех затрат на этапе проведения закупок и во время исполнения контракта. Нужно понимать, что любая неоплата затрат подрядчика ведёт к уменьшению фонда оплаты труда в смете, так как другого источника покрытия дополнительных расходов у подрядчика нет.

 

 

 

После заключения подрядных договоров, профсоюзные организации подключаются к защите работников подрядчика – к контролю соблюдения правил охраны труда, созданию соответствующих бытовых условий на строительной площадке, организации соответствующих конкурсов, обеспечению достойной оплаты труда рабочих и специалистов.

 

 

 

Действующие отраслевые Соглашения оторваны от реальности взаимоотношений в процессах организации реализации инвестиционных проектов строительства объектов. Не были учтены особенности организации инвестиционного процесса, а именно:

 

 

  • Не были задействованы права, обязанности и ответственность заказчиков (застройщиков) разных уровней, которые реально являются контролирующими работодателями, имеющие земельные участки, проекты к реализации и средства для их реализации и которым необходимо реализовать в срок конкретный проект. Они должны назначать руководителей проектов, обязаны организовать команды для достижения цели реализации проектов.

 

  • Застройщик (заказчик) вправе осуществлять реализацию проекта (инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства) самостоятельно, если он отвечает требованиям градостроительного законодательства.

 

 

  • В этом случае он, как работодатель, нанимает по трудовым договорам специалистов, рабочих и механизаторов для выполнения соответствующих работ по реализации данного проекта строительства объекта и сам выполняет социально трудовые обязательства по отношении к нанятым работникам.

 

 

  • В случае, когда застройщик (заказчик) нанимает подрядчика для реализации его проекта, как зависимого работодателя, сам застройщик (заказчик) становится контролирующим работодателем, который вместе с зависимым работодателем обеспечивают социально-трудовые гарантии работникам зависимого работодателя.

 

 

Мы считаем, что отраслевое Соглашение должно быть правовым Актом, документом отраслевой системы гражданско-правового и социально-трудового партнёрства и основой регулирования коллективно – договорного процесса в отраслевой системе партнёрства, которое принимается для выработки региональной политики в гражданско-правовых, социальных и трудовых отношениях между всеми участниками Соглашения, в том числе, для обеспечения гарантий и устойчивости при выработке и реализации региональной политики и нормативно-правового регулирования (подготовки локальных нормативных актов работодателей всех уровней) в сфере проектного управления строительством, а также в сфере закупок подрядов по изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитального ремонта, сносу объектов капитального строительства, в том числе и для подготовки коллективных и трудовых договоров у зависимых работодателей

 

Участники Соглашения должны осознавать, что как подрядный строительный бизнес области (зависимые работодатели), не могут существовать и выполнять подрядные договора без необходимого количества рабочих и специалистов разных квалификаций и разных строительных профессий, так и контролирующие работодатели (Правительство области, муниципалитеты и отдельные иные самостоятельные застройщики) не могут выполнять своевременно, полно и качественно программы развития области, муниципалитетов, отдельных застройщиков (инвесторов) без наличия в Сахалинской области и в муниципалитетах достаточного количества разного вида изыскательских, проектных и строительных организаций – зависимых работодателей.

 

До настоящего времени в отраслевую систему партнёрства не включены изыскательские и проектные организации, их работники, которые являются неотъемлемой частью проектного управления инвестиционным процессом. Эту проблему необходимо разрешить.

 

Учитывая изложенное, мы считаем, что сторонами (подписантами) Соглашения должны являться:

 

  1. работодатели:

 

  • контролирующие работодатели (работодатели высшего уровня), в лице их представителей: региональный государственный заказчик – Правительство Сахалинской области, которое через подотчётные унитарные, казённые предприятия или

 

  • учреждения, выполняющих функции технических заказчиков от его имени, заключает договора строительного подряда (контракты) с подрядчиками зависимыми работодателями нанимают их на выполнение работ по обоснованию инвестиций, изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства;

 

  • муниципальные заказчики администрации муниципальных образований, которые сами, или через их подотчётные унитарные, казённые предприятия или учреждения, выполняющих функции технических заказчиков от их имени, подписывают договора строительного подряда (контракты) с подрядчиками зависимыми работодателями нанимают их на выполнение работ по обоснованию инвестиций, изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства;

 

  • коммерческие самостоятельные заказчики, которые самостоятельно или через другие юридические лица, выполняющих функции технических заказчиков, заключают договора строительного подряда с подрядчиками – зависимыми работодателями нанимают их на реализацию их коммерческих проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;

 

  • самостоятельные заказчики юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых, доля публично-правовых образований составляют более 50%, которые заключают договора строительного подряда с подрядчиками зависимыми работодателями нанимают их на реализацию их проектов строительства реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;

 

  • самостоятельные предприятия промышленности строительных материалов (работодатели), в лице их представителей, не являющимися членами упомянутых Региональных объединений работодателей.

 

  • зависимые работодатели:

 

  • в лице региональных отраслевых объединений работодателей, представляющих лиц, выполняющих работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, в том числе представляющих генеральных подрядчиков, заключивших субподрядные договора строительного подряда с субподрядчиками также зависимыми работодателями, на выполнение части работ или на оказание услуг по подписанному им с заказчиком – контролирующим работодателем, договору строительного подряда;

 

  • Ассоциация «Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединения Строителей» (далее – Ассоциация «Сахалинстрой»);

 

  • Ассоциация «Региональное отраслевое объединение работодателей – Саморегулируемая организация в области строительства «СпецСтройРеконструкция» (далее – Ассоциация «СпецСтройРеконструкция»);

 

  • субподрядные организации строителей и организации изыскателей и проектировщиков (зависимые работодатели) в лице их представителей, не являющимися членами упомянутых Региональных объединений работодателей.

 

  1. Работники в лице их представителя, руководителя (председателя) Сахалинской областной организации Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (далее – Профсоюз строителей).

 

Также мы — члены комиссии, подробно и чётко описали следующие разделы Соглашения:

  • Цели Соглашения;
  • На кого распространяется Соглашение;
  • Позиционирование участников Соглашения;
  • Права и обязанности сторон, в том числе и всех исполнительных органов власти (министерств и ведомств), деятельность которых влияет на полноту реализации положений Соглашения, исходя из их Положений, Уставов, Федеральных законов, НПА;
  • Нормирование оплаты труда и заработной платы в строительной сфере деятельности;
  • Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;
  • Заработная плата в подрядных организациях. Учёт существующих особенностей и рисков при разработке ПОС и сметной документации для реализации конкретного проекта строительства объекта;
  • Охрана труда в строительстве;
  • Гарантии прав деятельности профсоюзных организаций;
  • Контроль за выполнением Соглашения.

 

От имени специально организованной комиссии по подготовке текста Соглашения на 2023-2026 годы представляем для рассмотрения данный текст Соглашения.

 

В настоящее время приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 1 июля 2022 года № 534/пр «Об утверждении Методики определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве», определён расчёт среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли. Но, к сожалению, не совсем понятны некоторые расчёты и размеры средневзвешенных значений, носящих систематический характер.

В связи с тем, что действующая тарифная система в строительстве, устанавливающая тарифные ставки с учётом утраты силы постановления ЦК КПСС, Совета министров СССР от 17 августа 1986 года № 1115 наряду с отменёнными начислениями стимулирующего и компенсирующего характера, утверждёнными постановлениями Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 6 июня 1978 года № 185/16-161, от 6 июля 1979 года № 304/15-70, от 1 июня 1989 года № 169/10-87, постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС от 24 января 1986 года № 87, в настоящее время требуется разработка новых подобных нормативов или рекомендаций Правительством Российской Федерации или иными государственными органами.

 

Необходимо понятно и доступно разъяснить новый порядок расчёта среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли с учётом совершенно другого подхода определения минимального размера оплаты труда строителя или механизатора первого разряда. Особенно это актуально для разработки новой редакции раздела Соглашения «Оплата труда».

 

Для этого предлагаем создать рабочую группу из активных и неравнодушных членов объединений работодателей, заинтересованных в модернизации и развитии строительной отрасли в целом и на местах, с включением в её состав представителей нашей Ассоциации.

 

Региональное отраслевое соглашение 2023-2026 (09.06.2023)